УМК



ЛИНИЯ УМК ПО МАТЕМАТИКЕ
Г. К. Муравина, О. В. Муравиной для 1–11 классов
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ
УМК Г. К. Муравина, О. В. Муравиной – единственная линия учебно-методических комплексов по математике, охватывающая весь курс (за исключением геометрии) с 1 по 11 класс. При этом начало ее использования возможно на любом этапе – с 1, 5, 7 или 10 класса. Все учебники линии обеспечивают осознанное и прочное усвоение программы, формируют умение применять теоретические знания при решении разнообразных задач. Достигнуть этого позволяют: доступность и четкость изложения материала; высокая степень наглядности; разно уровневая система упражнений; внимание к затруднениям, которые могут возникнуть у школьников в процессе обучения; продуманность включенного во все компоненты УМК аппарата самоконтроля.
Учебники математики для 1–4 классов являются начальным звеном в данной линии УМК. В них предмет раскрывается как общекультурная дисциплина. Изучение математических объектов сопровождается знакомством с пословицами, поговорками, песенными и поэтическими произведениями, в которых упоминаются числа и геометрические фигуры. Практическая значимость учебного материала раскрывается на конкретных примерах (форма и размер окружающих предметов, цена товаров, скорость движения и т. п.). Пояснительных текстов в учебниках практически нет – младшие школьники получают новые знания в процессе выполнения заданий.
 В учебниках математики для 5 и 6 классов появляются объяснительные тексты. В соответствии с возрастными особенностями учащихся раскрытие каждой темы происходит от рассмотрения конкретных примеров к обобщениям. Реализован порционный стиль подачи программного материала: поделенная на небольшие смысловые блоки информация излагается компактно, доступно и на разумном уровне строгости. Это облегчает самостоятельную работу школьников с учебниками, способствует формированию мотивации, а также помогает педагогу в организации работы класса. Система упражнений имеет практик ориентированную направленность. Она основана на принципах разделения трудностей и укрупнения дидактических единиц; выполнение каждого следующего задания опирается на результат, полученный в предыдущем. Задания по теме маркированы в соответствии с уровнем сложности и дидактической целью. Кроме того, учебники содержат задачи на смекалку и контрольные вопросы к темам, есть ответы, а также советы и решения к наиболее трудным заданиям, справочные материалы, задачи для летнего досуга, список дополнительной литературы, предметный указатель. Учебник для 6 класса включает практикумы: вычислительный, по решению текстовых задач, геометрический и по развитию пространственного воображения, которые дают возможность провести повторение материала, организовать индивидуальную работу школьников на уроке и дома. Достоинством всех учебников для 1–6 классов является их красочность и разнообразие форм представления учебной информации (тексты, рисунки, схемы, фотографии и другие средства наглядности). В учебниках для 5–6 классов, переработанных в соответствии с требованиями стандарта второго поколения, сделаны ссылки на рабочие тетради и электронные приложения.
 Учебники алгебры для 7–9 классов вместе с основным программным материалом содержат дополнительный, рассчитанный на учащихся, проявляющих интерес к математике. Знакомство с дополнительной информацией углубляет базовые знания, пропуск же ее ни в коей мере не затрудняет дальнейшее освоение основного курса. Каждая новая тема начинается с мотивирующих задач или постановки проблемных вопросов; осуществляется поиск путей их решения, которые затем оптимизируются и формулируются, приобретая вид пошаговых алгоритмов. Обширная разно уровневая система упражнений вместе с направленными на отработку базовых навыков типовыми заданиями включает нестандартные задачи, адресованные учащимся с разным уровнем подготовки. Все упражнения имеют маркировку, облегчающую учителю их выбор в зависимости от дидактических целей. В учебники включены практикумы по решению текстовых задач на составление уравнений и систем. К каждой задаче практикумов предлагается серия вопросов, отвечая на которые школьники составляют уравнение или систему и могут впоследствии, задавая себе аналогичные вопросы, решать и другие задачи рассмотренных типов. Самостоятельность мышления, к которой учебники приучают школьников, и сформированные при этом прочные базовые знания позволяют успешно продолжить изучение математики в старшей школе. Как и учебники для 5–6 классов, учебники алгебры для 7–9 классов содержат разделы «Ответы, советы, решения», «Контрольные вопросы и задания» в конце каждого пункта. А к главам учебников предлагаются домашние контрольные работы, собранные в разделе «Проверь себя! Домашние контрольные работы». Эти работы совместно с контрольными вопросами и заданиями к пунктам способствуют формированию навыков самооценки и самоконтроля. Важным инструментом развития первоначальных исследовательских умений являются задания раздела «Исследовательские работы». Использование раздела «Справочные материалы», знакомство с книгами и материалами из «Списка дополнительной литературы и Интернет-ресурсов», «Предметного указателя» формируют умения работать с текстом учебника, использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Материал разделов «Повторение» знакомит школьников с историей развития математики, раскрывает вклад российских ученых в науку, способствуя тем самым воспитанию патриотизма. Выделение обязательного и дополнительного теоретического материала, маркировка заданий по уровню трудности, ответы, советы и решения, список дополнительной литературы и Интернет-ресурсов дают возможность ученикам выстраивать индивидуальные траектории в усвоении предмета. В учебниках, переработанных под ФГОС основного общего образования, изменен дизайн, реализована навигация на рабочие тетради и электронные приложения, обновлены конъюнктурные числовые данные и дополнен материал 8–9 классов. Для старшей школы разработаны учебники базового и углубленного уровней со ссылками на Интернет-ресурсы. И в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов перед всеми участниками образовательного процесса поставлены следующие задачи: формирование у учащихся представлений о математике как части мировой культуры, развитие креативности, самостоятельности мышления, интереса к предмету, самоконтроля и самооценки познавательной деятельности, способности к построению индивидуальных образовательных траекторий и др. Рассмотрим пути выполнения требований ФГОС в завершенной линии учебно-методических комплексов по математике Г. К. Муравина и О. В. Муравиной. Важным инструментом развития первоначальных исследовательских умений являются задания раздела «Исследовательские работы». Использование раздела «Справочные материалы», знакомство с книгами и материалами из «Списка дополнительной литературы и интернет-ресурсов», «Предметного указателя» формируют умения работать с текстом учебника, использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Материал разделов «Повторение» знакомит школьников с историей развития математики, раскрывает вклад российских ученых в науку, способствуя тем самым воспитанию патриотизма. Выделение обязательного и дополнительного теоретического материала, маркировка заданий по уровню трудности, ответы, советы и решения, список дополнительной литературы и интернет-ресурсов дают возможность ученикам выстраивать индивидуальные траектории в усвоении предмета. В учебниках, переработанных под ФГОС основного общего образования, изменен дизайн, реализована навигация на рабочие тетради и электронные приложения, обновлены конъюнктурные числовые данные и дополнен материал 8–9 классов. Для старшей школы разработаны учебники базового и углубленного уровней со ссылками на интернет-ресурсы.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
К учебникам для 5–9 классов линии УМК Г. К. Муравина, О. В. Муравиной созданы мультимедийные приложения, которые выпускаются на CD и доступны для скачивания на сайте www.drofa.ru. Это уникальный программный продукт, призванный не только обеспечить новые возможности в деле управления качеством процесса обучения, но и сократить время, затраченное школьниками на усвоение содержания курса. Реализация данного направления в системе образования позволяет существенно расширить когнитивную сферу личности учащегося, развить наглядно-образное мышление и познавательные интересы, отработать умения и навыки организации самостоятельной деятельности. Для каждого раздела учебников подготовлены демонстрационные материалы, тренировочные задания и контрольные тесты. К одним задачам сделаны анимационные сюжеты, к другим предлагается план решения, схема, таблица или образец рассуждений, ведущих к верному ответу. Учащиеся работают с электронным приложением в интерактивном режиме, сразу получая информацию о правильности каждого совершенного ими действия. В этом случае расширяются возможности учителя по организации пошагового контроля за выполнением алгоритма школьниками. При дистанционной форме обучения электронные приложения становятся основным инструментом использования линии УМК Г. К. Муравина, О. В. Муравиной. Важной составляющей учебно-методических комплексов являются рабочие тетради, которые:
• дополняют систему упражнений в учебниках, уменьшая шаг трудности между соседними заданиями;
• мотивируют учащихся к самостоятельной работе за счет новых нестандартных форм представления заданий (головоломок, кроссвордов и проч.);
• экономят учебное время, давая возможность выполнять упражнения на готовом чертеже, графике, в таблице или схеме;
• учат находить альтернативные способы решения, включают справочный материал к конкретным заданиям;
• реализуют деятельностную направленность в обучении математике, так как ученики выполняют построения, измеряют, сравнивают, вписывают и т. п.;
• повышают уровень осознанности приобретения знаний.
Во все разделы тетрадей включены задания на актуализацию знаний по теме и формирование умений работать с теоретическим материалом, задачи, тесты для самопроверки, разно уровневые контрольные вопросы и тесты. Структура и содержание тетрадей соответствуют главам учебников.
Рабочие программы включают общую характеристику предмета, требования к результатам обучения, примерное тематическое планирование и информацию о материально-техническом обеспечении образовательного процесса.
Методические пособия содержат описание технологии обучения, примерное тематическое планирование и поурочные рекомендации; последние включают цели изучения материала, задания к уроку и для устной работы, комментарии к упражнениям учебника, математические диктанты, тесты, самостоятельные и контрольные работы с ответами к ним. Каждый пункт пособий к учебникам для 5 и 6 классов завершается подробными решениями задач на смекалку. Авторский сайт muravin2007.narod.ru создан
Г. К. Муравиным и О. В. Муравиной в поддержку линии учебно-методических
комплексов. На нем учителя задают вопросы, знакомятся с вопросами других пользователей, а также с ответами авторов учебников. Раздел «Новости» содержит актуальную ин-
формацию из сферы образования, рассказывает о новинках УМК. В разделе «Внедрение»
находятся отзывы педагогов о данной линии. В разделе «Документы» размещаются ормативные документы, важные для учителей математики. В разделе «Материалы для чтения и скачивания» доступны рабочие программы и методические рекомендации ко всем учебникам с 5 по 11 класс, конспекты открытых уроков, фрагменты рабочих тетрадей, дидактических материалов, а также расписание вебинаров издательства «Дрофа». Многие учителя, которые работают по данным УМК, проводят семинары, открытые уроки, и материалы являются для них хорошим подспорьем. На сайте издательства www.drofa.ru размещена информация об авторах и составе линии УМК, рабочие программы по математике и концепция системы «Вертикаль», в которую входят учебники для 5–9 классов.
В «Гостевой книге» учителя и методисты получают ответы на интересующие их вопросы. Новой формой работы являются вебинары – веб-конференции, которые проводятся
в Интернете для участников из разных регионов России. В режиме реального времени можно прослушать доклады авторов и сотрудников издательства, задать вопрос по
теме выступления, посмотреть презентацию, обменяться мнениями с коллегами и получить сертификат об участии.



Комментариев нет:

Отправить комментарий